Он родился 29 февраля 1948 года в городе Трентон (Нью-Джерси), где
его отец владел небольшим джазовым клубом. Так что джаз окружал Ричи с
самого детства. В десять лет будущий бопер взял в руки альт-саксофон,
чтобы уже не расставаться с ним никогда. Пятнадцатилетним мальчишкой
Ричи Коул стал учеников выдающегося саксофониста Фила Вудса, которого
по праву называют наследником Чарли Паркера. Критик Тони Скотт писал:
"Фил лучше всех сохранил великие традиции бибопа. И это восхищает!"
Затем (в 1966 году) молодой Коул поступает в престижный Бэркли -
колледж в Бостоне, где науке академического музицирования предпочёл
живое общение, и уже через два года Ричи становится первым
альт-саксофонистом в легендарном оркестре Бадди Рича (1967 - 69годы), а
вскоре играет уже в биг-бэнде самого Лайонела Хэмптона.
В 1972 году, уже зарекомендовавший себя крепким солистом, Ричи Коул
начинает сольную карьеру: он собирает ансамбль ALTO MADNESS ("Альтовое
безумие"), начинает записывать альбомы, которые выдвигают молодого
саксофониста на первые позиции среди джазовых альтистов.
Вторая половина 70-х ознаменована для Коула сотрудничеством с
джазовым вокалистом Эдди Джефферсоном, которая прервалась после
трагической гибели певца в 1979 году. Тогда солиста, который доказал
свое умение собирать великолепные аккомпанирующие составы, пригласили
MANHATTAN TRANSFER. И Коул проработал с квартетом всё 80-е, попутно
откликаясь на предложения поиграть в Фрэдди Хаббардом, Рэдом Родни,
Артом Пеппером, оркестром Дока Северинсена.
Но есть в биографии Ричи Коула и не совсем обычные для джазового
музыканта страницы. В частности, он некоторое время возглавлял
Национальный фонд искусств США. Выступал для королевы Великобритании
Елизаветы II. Трижды выступал в престижном Карнеги - Холле и два раза в
Radio City Music Hall. В 90-е годы, переселившись в Нью-Йорк, активно
преподавал, занимался аранжировкой, композицией, создавал различные
ансамбли и биг-бэнды, писал музыку к кинофильмам. И получал постоянные
благожелательные отзывы критиков, которые называли его "белым Чарли
Паркером".
В целом же, при всей заработанной легендарности, складывается
впечатление, что за личностью Ричи Коула скрывается еще что-то. Во
всяком случае надо быть неординарным человеком, с тонким чутьем и
полным неприятием "модных тенденций", чтобы в 70-е годы, когда на
музыкальной сцене царил фьюжн, начать снова исполнять бибоп. И Коул
делает это виртуозно!
Музыкальный критик Скотт Янов пиал: "Когда в 70-е годы искусство
бопа находилось в тени джаз-рока, именно Ричи Коул сумел доказать, что
боп не только не устарел, но и продолжает приносить людям радость".
Для Ричи Коула бибоп - это, прежде всего, особый музыкальный язык,
которым можно излагать всё. Вот он и "излагает": то тему из "Star
Trek", то мелодии из телесериалов, то "Summertime". Бибоп в исполнении
Коула не звучит уже откровением: для Паркера и Гиллеспи это была не
просто музыка, а элемент самоутверждения. Нынешние бопперы уже ничего
не отстаивают. Они просто играют виртуозную музыку.
Хотя, конечно, приезд такого солиста - событие нерядовое. Коул, вообще, много гастролирует: от Африки до Японии.
В Барнауле с Ричи Коулом на сцену выйдут сибирские легенды джаза:
Георгий Фефелов (фортепиано, Новосибирск), Асхат Сайфуллин (контрабас,
Томск), Владимир Кирпичёв (ударные, Новосибирск).
Концерт состоится 29 апреля в 18:30 в концертном зале Государственной филармонии Алтайского края.